Главная / Основные темы в произведениях

Основные темы творчества Харуки Мураками

  В своем творчестве ставший культовым японский писатель Хакиро Мураками затрагивает самые злободневные вопросы современности, сочетая жанры научной фантастики и детектива, мистерии и антиутопии. Темы его произведений многообразны, но можно выделить несколько, которые проходят практически через все его творчество.

Тема разрушения традиций японского общества

  Самая главная тема в творчестве Мураками – это разрушение традиций и ценностей, свойственных японцам, к примеру, таких, как стремление жить в гармонии с миром, не выделяться из окружающей среды и считать, что главное в жизни – карьера. Герои его романов часто кажутся «неадекватными», это меланхоличные, неуверенные в себе бродяги, больше похожие на битников, чем на добропорядочных японцев. Дело в том, что и сам писатель с детства пытался вырваться из рамок общества, обрести свободу. Уехав в США, Мураками впервые за всю историю японской литературы начал писать о Японии и японцах, глядя на них глазами европейца. Для многих читателей откровением стала тема современной Японии с ее альтернативной молодежной субкультурой, почти не отличающейся от подобной в Нью-Йорке или Лондоне, Москве или Стамбуле. Хотя Мураками намного старше своих героев, но он продолжает оставаться глашатаем потерянного поколения японцев, освободившихся от догм и правил окружающего общества.

Тема музыки

  Еще одной любимой темой Мураками является музыка. Название одного из его романов говорит само за себя: «Слушай песню ветра» (1979). Другой роман называется «Дэнс, дэнс, дэнс» («Танцы, танцы, танцы»). Под воздействием музыки, ирландской народной песни, герой романа «Крутая Страна Чудес и Конец Света» (1985) обретает потерянное душевное равновесие. Вообще, по мнению Мураками, в любом предложении должен быть ритм. Это писатель почерпнул из музыки, в особенности из джаза. Музыка для него стала лучшим способом войти в глубины бессознательного, вневременного мира.

Тема еды

  Страницы романов Мураками подчас напоминают кулинарные книги или ресторанные обзоры. Если герой пьет виски – мы узнаем марку, если ест пиццу – нам сообщают, с чем она. Его герои без разбора поглощают итальянскую, американскую, французскую еду. Прежде чем сгинуть навсегда в мире подсознания, герой одного из романов Мураками («Страна Чудес без тормозов») с подругой продираются через ресторанное меню. На вопрос, почему еда занимает такое место в его романах, Мураками отвечал, что просто он любит детально все описывать, будь то музыка, еда или одежда. А вот что он не любит описывать, так это личность.

Тема любви и смерти

  Тема любви и смерти тоже важна для творчества Мураками. Смерть присутствует на страницах романов как объективная данность, как нечто, что не зависит ни от героя, ни от его желаний и поступков. А любовь лишена своей спасительной силы. Вместо самоисцеления она приводит к самоубийству (Готанда в «Дэнс, дэнс, дэнс»). Ведь для того, чтобы любовь возрождала человека к новой жизни, нужна внутренняя работа, а это не свойственно пассивным героям Мураками.